21.04.2016 08:04 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

О развитии местного самоуправления

О развитии местного самоуправления (Указ Президента РФ от 10.06.2012 г. № 805 «О дне местного самоуправления»)

В Древней Руси местное самоуправление существовала в вечевой форме управления, которую по своей сути можно считать непосредственной и представительной демократией.  Прообразом самоуправления в России можно считать организацию власти в древнерусских городах (Новгород, Псков и т.д.). Городское вече (сход жителей) обладало большими правами, включая право приглашения князя, выполнявшего только функции военачальника. В сельской местности издревле существовала крестьянская община на базе общей (общинной) земли, которая могла перераспределяться между ее членами.

Со времен Ивана Грозного, уничтожившего в 1570 году Новгородскую и Псковскую республики, и вплоть до 1917 года в России господствовала жесткая система централизованного государственного управления, основанная на царской власти. При Петре I в Москве была учреждена бурмистрова палата (ратуша), а в прочих городах — земские избы и выбранные бурмистры. Однако после смерти Петра стала вновь использоваться система назначения чиновников.

Большой шаг в сторону самоуправления был сделан при Екатерине II, принявшей специальный акт – «Жалованную Грамоту на права и выгоды городов Российской империи».  Появились губернские и уездные дворянские собрания, городские думы, приказы общественного призрения, земские суды.

Этапами в развитии местного самоуправления в России оказались земская (1864 год) и городская (1870 год) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами, включая школы, больницы, дома призрения и т.п. Властное влияние общины ("мира") на жизнь крестьян было исключительно велико. Общинные (артельные) традиции прочно укоренились в сознании русского и родственных ему народов. Органами городского самоуправления были городская дума и городская управа. Но одновременно с ними на местах существовали и органы государственной власти. Земские и городские органы не были подчинены местной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем министра внутренних дел и губернаторов. Даже эти ограниченные права местного самоуправления вызвали недовольство государственных чиновников, обращавших внимание государя на отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и местных властей. Поэтому при Александре III положения о земских и городских учреждениях были пересмотрены с целью усиления государственного влияния на принятие местных решений.

Новая попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята после Февральской революции 1917 года. 21 мая 1917 года Временное правительство России приняло пакет законов о земской и городской реформе. В короткие сроки было воссоздано более 9,5 тысячи волостных земств. Однако довести до конца эту реформу не удалось по причине октябрьского большевистского переворота в октябре 1917 года.

Победы советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. В основу этой системы был положен принцип ее единства на всех уровнях и подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. При новой экономической политике было допущение рыночных методов хозяйствования, некоторой децентрализации власти и организации хозяйственного самоуправления на местах. В 1920 — 1923 годах при сохранении партийного руководства под местное управление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, водопровод и канализация, местный транспорт, пожарное, похоронное дело. В 1925 году было принято Положение о городских советах, а в 1926 году — Положение о местных финансах.

 В 1927 — 1928 годах в СССР начался новый период развития, период «великого перелома» и ускоренной индустриализации, характеризовавшийся резким усилением централизации хозяйственной жизни. Была проведена административно-территориальная реформа, вместо сельских волостей и уездов созданы более крупные районы, лучше приспособленные для централизованного руководства. Все зачатки самоуправления в городах и в деревне были ликвидированы, а ϲам термин надолго исчез из употребления.

Вновь установившаяся жесткая централизованная система руководства была закреплена Конституцией СССР 1936 года и сохранилась почти без изменений до конца 80-х годов. Интерес к идее местного самоуправления вернулся с началом перестройки, во второй половине 80-х годов прошлого века.

В апреле 1990 года был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Впервые было законодательно закреплено понятие коммунальной собственности. В июле 1991 года был принят российский Закон «О местном самоуправлении в РСФСР». Был принят Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». В данном документе имеется существенное указание на то, что с момента вступления в силу этого указа деятельность городских и районных Советов народных депутатов прекращается, их функции выполняет соответствующая местная администрация. В переходный период до конца 1995 года был принят Федеральный закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Этим законом отменяется ряд вышеуказанных советских актов и вводится существующая в настоящий момент система местного самоуправления (собрание представителей, местная администрация).

Также в конце 1995 года Правительством РФ была принята Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления., потом вторая в 1999 г.

В 1996 году был принят Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В 1997 году принят Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», в 1998 году — Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ». В том же году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. В 1999 году Указом Президента РФ были утверждены Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти были созданы Совет по местному самоуправлению в РФ, возглавляемый Президентом России, и Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве РФ.

 С 2002 года в России началась административная реформа, призванная повысить эффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко разграничить между ними полномочия и ответственность. В 2003 году был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Относительно Магаданской области в нулевых годах проводились реформенные мероприятия.

В течение 2015 г. в Магаданской области проводилась реформа местного самоуправления, которая коснулась непосредственно и территории Сусуманского района. 08 апреля 2015 г. был принят Закон Магаданской области № 1886-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований «город Сусуман», «поселок Широкий», «поселок Холодный», «поселок Мяунджа» путем их объединения с наделением статусом городского округа»», который вступил в законную силу 1 мая 2015 г.

В результате исполнения закона 1886-ОЗ появилось вновь образованное муниципальное образование – Сусуманский городской округ.

13 сентября 2016 г. был сформирован представительный орган – Собрание представителей Сусуманского городского округа. Во исполнение указанного областного закона Собранием представителей Сусуманского городского округа принято решение о ликвидации казенных учреждений – администраций поселка Широкий, Холодный, Мяунджа и мэрии города Сусумана. Ранее подведомственные этим органам местного самоуправления учреждения переведены в подведомственность органов местного самоуправления Сусуманского городского округа.

В соответствии с решением Собрания представителей Сусуманского городского округа от 10.10.2015 г. № 6 администрация Сусуманского района переименована в администрацию Сусуманского городского округа; переименование было зарегистрировано в уполномоченном органе, внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Постановлением администрации Сусуманского городского округа от 12.10.2015 г. № 440 все структурные подразделения администрации Сусуманского района переименованы, соответственно, в структурные подразделения администрации Сусуманского городского округа.

Данные изменения коснулись и подведомственных органам местного самоуправления учреждений.

В соответствии с п. 1 ст. 4 1886-ОЗ органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования «Сусуманский городской округ»: глава городского округа, Собрание представителей и администрация округа, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований «Сусуманский район», «город Сусуман», «поселок Широкий», «поселок Холодный», «поселок Мяунджа» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Магаданской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами по всем гражданским, административным, финансовым правоотношениям, по заключенным сделкам и их исполнению.

До проведения муниципальной реформы решение вопросов местного значения в границах района осуществлялось в пяти муниципальных образованиях, и, соответственно, группой различных органов местного самоуправления, что подчас являлось неэффективным и не отвечало интересам населения.

Создание единого городского округа позволило сконцентрировать муниципальное управление в одном источнике, что позволяет более эффективно решать все вопросы местного значения и исполнять полномочия.

В соответствии с п. 1 ст. 4 1886-ОЗ органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования «Сусуманский городской округ»: глава городского округа, Собрание представителей и администрация округа, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований «Сусуманский район», «город Сусуман», «поселок Широкий», «поселок Холодный», «поселок Мяунджа» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Магаданской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами по всем гражданским, административным, финансовым правоотношениям, по заключенным сделкам и их исполнению.

Особенностью муниципальной реформы стало изменение порядка избрания главы муниципального образования, который избран не всенародно, а Собранием представителей из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

57