Меню
16+

Администрация Сусуманского муниципального округа Магаданской области

08.09.2022 14:53 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Вопросы о школьном питании

Автор: Н.А. Сухорукова
Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Сусуманском районе

Могут ли дети и их родители повлиять на составление меню в школьной столовой?

Существуют разные формы взаимодействия родителей и администрации школы. В данном аспекте каких-либо универсальных рецептов нет. Это могут быть общешкольные родительские собрания с участием руководства школы и приглашением организаторов питания, совместные дегустации блюд, иные мероприятия. Также граждане могут направлять обращения, которые адресуются, как правило, директору школы, организатору питания, органам управления образованием и Роспотребнадзору.

Однако следует заметить, что перед тем, как влиять на содержание меню, родителям целесообразно ознакомиться с требованиями, определяющими безопасность и полезность предлагаемого в школе питания с принципами здорового питания, понять профилактический вектор школьного питания. Это касается вкусовых пристрастий, осознания особенностей физиологии детского организма, необходимости выработки навыков здорового питания у детей, здоровых пищевых стереотипов поведения, которые в перспективе послужат ребенку должной мерой защитой здоровья. Сначала важно вникнуть, а потом уже предлагать.

 

Ребенок не ест на в школе, на продленке, говорит, что все невкусное. Стоит ли родителю прийти и проверить? Как это лучше сделать?

  Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020 российские школы в обязательном порядке стали предоставлять услуги бесплатного горячего питания для детей с 1-го по 4-й классы. При этом, родителям предоставляется возможность контролировать качество школьного питания.

           Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией питания обучающихся, в том числе регламентирующий порядок доступа законных представителей обучающихся в помещения для приема пищи, регламентируется локальным нормативным актом школы (п. п. 1.1, 3.2 МР 2.4.0180-20.2.4 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020; п. 1 разд. 1 Методических рекомендаций "Создание условий для участия родителей (законных представителей) в контроле за организацией питания обучающихся в общеобразовательных организациях", утв. Минпросвещения России).

           Указанными методическими рекомендациями можно воспользоваться, подготовиться первоначально, поучаствовать в этом мероприятии. Для удобства Роспотребнадзор разработал специальный чек-лист (памятка в приложении). Он охватывает все возможные факты нарушений, которые могут быть зафиксированы при работе школьной столовой. Несоответствие меню нормам питания детей разных возрастов, плохая организация санитарной безопасности, отсутствие контроля за качеством блюд — все это серьезные нарушения.

             Несомненно, нужно поговорить с ребенком – что ему не нравится, понять, действительно ли в этом есть то, что может не нравиться, либо просто ребенок имеет иные вкусовые пристрастия, например, не хочет есть овощи или суп. Можно поинтересоваться работой бракеражной комиссии – такая есть во всех учреждениях для детей и подростков, перед тем как выдавать блюдо детям, они снимают пробу.

 

Возможно ли введение в школьных столовых питания, в формате шведского стола, где будет представлено хотя бы по две позиции первого, второго, третьего?

Формат шведского стола или питания по выбору – на сегодняшний день не запрещены действующими санитарными нормами и правилами, даже приветствуются. Другое дело, что в условиях школьного пищеблока это может быть сложнее в организационном плане. Такое питание более целесообразно организовывать для детей старших возрастных групп, потому что именно старшеклассники начинают ожидать большего от еды, хотят делать выбор, и они уже готовы к этому. Для младших классов это не совсем рационально.

Единичная практика в Российской Федерации есть, но она именно единичная. Как бы ни было организовано питание – с использованием формата шведского стола, с использованием формата питания по выбору – самое главное – это безопасность и физиологическая полноценность питания. Если организация сможет это обеспечить — вопросов нет, пожалуйста.

 

Как решить проблему блюд, которые доходят до школьников уже в холодном состоянии?

Действительно этот вопрос очень часто задается и в средствах массовой информации, и звучит в обращениях родителей, поэтому при проведении контрольно-надзорных мероприятий также осуществляются замеры температуры блюд на линии раздачи детям.

Горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры — не ниже 65 °C; готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) — в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов.

Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.

В соответствии с требованиями санитарных норм и правил во всех рецептурах блюд сегодня указывается эта температура, организация должна соблюдать эти правила.

 Какой совет здесь можно дать школам: в первую очередь – принятие внутренних локальных актов, которые бы обеспечивали должный уровень внутреннего контроля за выдачей блюд, за накрыванием столов, потому что сегодня здесь тоже универсального рецепта нет, все школы разные – есть маленькие, есть большие. Поэтому, в зависимости от той ситуации, школа принимает решение, каким образом необходимо накрывать на столы. При этом обеспечивается и безопасность, и температура выдачи горячих блюд.

         Почему запретили макароны по-флотски в школе? Почему из школьного меню убрали сосиски, колбасы?

Для организованных коллективов (например, обучающихся в образовательных организациях) существуют блюда и продукты повышенного эпидемиологического риска.

Такие блюда как макароны по-флотски с фаршем, сырокопченые колбасы, яичница, макароны с яйцом, фаршированные блинчики, форшмак запрещены для питания в организованных коллективах уже более 30 лет.

В соответствии с технологией приготовления эти блюда не проходят необходимую термическую обработку, которая может обеспечить нужный уровень безопасности в течение двух часов с момента приготовления блюд и реализации их без повторного подогрева.

 Колбасные изделия, сосиски также отсутствуют сегодня в перечне рекомендуемых блюд для детского питания. Причина – повышенное содержание соли и тяжелых для переваривания детским организмом жиров. Детям в качестве альтернативы вместо сосисок сегодня предлагаются мясные и рыбные блюда – более физиологически полноценные.

Исключение потенциально опасных для здоровья детей продуктов определяет безопасность меню школьного питания, а также обеспечивает реализацию на практике принципов здорового питания и создает популяционный уровень профилактики нарушений здоровья детей.

Важно помнить, что ассортимент продуктов для питания детей достаточно широкий и позволяет обеспечить вкусное и разнообразное меню, даже при наличии списка запрещенных продуктов и блюд. Например, макароны, как самостоятельный гарнир, или как гарнир с сыром не запрещены.

 

Что есть сегодня в школьном меню?

1) Продукты и блюда, которые отвечают принципам здорового питания. Продукты, которые обеспечивают организм энергией, витаминами и микроэлементами, необходимыми для гармоничного роста и развития ребенка; богатые незаменимыми аминокислотами и полиненасыщенными жирными кислотами, клетчаткой.

2) Блюда, соответствующие завтраку (каши, творожные и яичные блюда, овощи и фрукты, горячие напитки, в том числе с добавлением ягод и меда, могут включаться гарниры с основными мясными и рыбными блюдами), обеду (овощные закуски, первые блюда, гарниры, основные мясные и рыбные блюда, мясные запеканки, компоты или кисели, фрукты).

3) Блюда в рецептуре которых использованы щадящие методы кулинарной обработки (отваривание, тушение, запекание).

 

Продукты и блюда, которых нет и не должно быть в школьном меню:

1)  Продукты и блюда, определяющие эпидемиологические риски здоровью детей (пищевая продукция домашнего (не промышленного) изготовления; макароны по-флотски (с фаршем), макароны с рубленым яйцом; грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные; паштеты, блинчики с мясом и с творогом; кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты); зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы, заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди и др.)

2) Продукты и блюда, обладающие раздражающим эффектом на слизистую желудочно-кишечного тракта (соки концентрированные диффузионные; уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный); острые соусы, кетчупы, майонез; газированные напитки; газированная вода питьевая и др.)

          3) Продукты, характеризующихся повышенным содержанием соли и сахара, жиров животного происхождения (сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы; блюда из (или на основе) сухих пищевых концентратов, в том числе быстрого приготовления; картофельные и кукурузные чипсы, снеки; сырки творожные; изделия творожные более 9% жирности; молоко и молочные напитки, стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности; кисломолочные напитки менее 2,5% и более 3,5% жирности и др.).

4) Блюда, в рецептуре которых используется жарение в качестве способа кулинарной обработки.

 

Могут ли блюда повторяться несколько раз в неделю?

Да, несомненно, могут. Здесь вопрос заключается в том, что блюда не должны приедаться, должна обеспечиваться эпидемиологическая безопасность. Требование такое: блюда не должны повторяться в течение суток и в течение двух смежных дней. У нас учебная неделя длинная, поэтому в понедельник и четверг могут повторяться одни и те же блюда, ничего в этом страшного нет, если они не вызывают приедаемость.

 

           Какие требования предъявляются к питанию детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании? Как им быть в условиях существующей системы питания в школьных столовых?

Санитарными нормами и правилами определено требование, что для таких детей питание должно предоставляться в образовательных организациях. Есть методические рекомендации, которые определяют алгоритмы по каждому виду заболеваний, требующих индивидуального подхода.

Требованиями санитарных норм допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.

     Необходимо, чтобы родители обратились к руководителю образовательной организации, предоставили медицинский документ и написали заявление. Далее родители совместно со школой определяют один из возможных вариантов питания.          

         Можно ли использовать СВЧ-печь в школьном буфете для разогрева той же выпечки детям?

Мы с вами говорим о детских организованных коллективах – школах. Если внимательно прочитать санитарные нормы и правила, мы увидим, что подогрев блюд невозможен. Это запрещено. На сегодняшний день такой потребности нет, потому что все должно реализовываться в течение двух часов с момента приготовления блюд. Плюс в каждой школе есть мармит. СВЧ-печи могут стоять в школьных пищеблоках, но для тех детей, которые имеют потребности в индивидуальном питании, они приносят с собой блюда из дома, им необходимо разогреть. Таких учащихся немного, но они должны иметь такую возможность, школа об этом проинформирована, действует по соответствующему алгоритму. А в целом – такой потребности в школах нет и не должно быть.

          Должны ли кулеры стоять в каждом классе, в школе?

Такого однозначного требования нет. Должен быть организован питьевой режим у школьников, вода должна отвечать требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды – это может быть и питьевой фонтанчик, ничего в этом страшного нет. В течение всего дня, когда дети находятся в школе, у них должен быть обеспечен свободный доступ к питью. Как это организовано – принципиального значения не имеет.

 

В заключении хочется отразить пять правил здорового питания для школьников (разъяснения по каждому пункту в прилагаемой памятке):

  1. Питайтесь каждый день вместе с одноклассниками в школьной столовой.
  2. Соблюдайте правильный режим питания
  3. Не пропускайте приемы пищи.
  4. Следуйте принципам здорового питания и воспитывайте правильные пищевые привычки.
  5. Мойте руки.

 

С помощью формирования здорового и разнообразного меню школьного питания создаются условия для гармоничного роста и развития детей, профилактики инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, формирования здоровых пищевых стереотипов поведения, здоровых вкусовых пристрастий, сокращаются риски избыточной массы тела, ожирения, сахарного диабета, анемий, гиповитаминозов, болезней системы кровообращения.

Берегите детей и будьте здоровы!

 

В настоящее время Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области организована работа «горячей линии» по вопросам организации питания в школах.

Специалисты Управления, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области», а также специалисты Единого Консультационного центра Роспотребнадзора осуществляют консультирование по вопросам разрешенных к реализации продуктов, рекомендациям по наполнению, роли администрации школы в организации питания, соблюдения принципов здорового питания. Родительский контроль.

  По всем интересующим вопросам на данную тему можно обращаться в Единый Консультационный центр Роспотребнадзора по телефону: 8-800-555-49-43.

  В г. Магадане можно обращаться:

  — на «горячую линию» Управления Роспотребнадзора по Магаданской области ежедневно с 09-00 до 17-00 часов по телефонам: (413-2) 60-03-07, 65-24-35 – отдел санитарного надзора;

  — на «горячую линию» ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» (г. Магадан, ул. Якутская, д. 53) ежедневно с 09-00 до 17-00 часов по телефону: (413-2) 65-06-65.

  В Сусуманском городском округе ежедневно с 09-00 до 17-00 часов по телефону 8(413-45) 2-19-08, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Сусуманском районе (г. Сусуман, ул. Ленина, д. 13).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

250